ТАТАРЫ: Популярная этнография.

Булгар

Дамир Исхаков.

Часть II

ФОРМИРОВАНИЕ И ТРАНСФОРМАЦИЯ ТАТАРСКОЙ НАЦИИ

Глава 1.

Преднация.

К концу ХVII-началу ХVIII вв. в татарском обществе произошли крупные изменения. Во первых, сословие татарских феодалов практический слилось с крестьянством, а часть его, превратившись в торговцев, начала эволюционировать в направлении превращения в буржуазию. В течении ХVIII в. проникновение капиталистических отношений в среду татар усилилось. По сведениям С.Х. Алишева, только в Казанской губернии в этом столетии насчитывалось до 65 мануфактур (из них в Казани 29, в уездах-  36), по меньшей мере половина которых принадлежала татарам. Кроме того, татарские предприниматели имели свои фабрики и на территориях других губерний (в Вятской, Симбирской и Оренбургской). Во второй половине ХVIII в. В Среднем Поволжье усиливается конкурентная борьба между татарскими и русскими купцами. Последние пытались татарам запретить заниматься торговлей под тем предлогом, что они не входят в сословие купцов. Одновременно среди татар резко активизировались миграционные процессы, особенно, переселение татар в первой половине ХVIII в. Из Среднего Поволжья в Приуралье. В итоге переселенческого движения к концу ХVIII в. завершилось оформление основных очертаний этнических территорий волго- уральских татар, которая в дальнейшем свою общую конфигурацию уже не меняла. В новых районах, в первую очередь, в Приуралье, выходцы из разных субэтносов сильно перемешались, что создало предпосылки углубления консолидационных процессов среди татар. Хотя и крайне медленно, но неуклонно увеличивалась численность городских групп татар (к концу ХVIII столетия в городах региона проживало около 11 тыс. татар, что составляет 1,8 процента от общей численности татарского населения Поволжья и Приуралья). Наконец, к началу ХVIII в. татарское общество оправилось от той демографической катастрофы, которую оно испытало в середине ХVI в. К рубежу ХVIII в- ХIХ вв. численность татар в регионе достигла миллиона, что вполне обеспечивало протекание нациеобразовательных процессов. В этих условиях правящие круги Российской империи попытались провести массовую христианизацию татар ( первая половина ХVIII в.). Эта политика, увенчавшаяся успехом по отношению к языческим народам Поволжья, применительно к татарам, переживавшим нарастающую консолидацию, не только провалилась, но и привела к совершенно неожиданному для имперских верхов России результату. Суть его сводится к тому, что на «системное» давление татары ответили преобразованием в нацию, но особого рода: это произошло через осознание ими своих общеэтнических интересов в своеобразной мусульманской оболочке. Отсюда и такие термины, как «мусульманская нация» и « преднация». Применение последнего понятия связано с тем, что на этом этапе у татар внутренних предпосылок для образования нации было еще не достаточно: для сложения высокой культуры нужен определенный уровень социального и экономического развития общества и пока он не достигнут, роль такой культуры в большей мере выполняла религия- у татар это ислам. Наиболее ярко наш тезис подтверждают материалы Екатерининской комиссии (1767- 1769). На этой комиссии служилые татары из разных губерний и из разных субэтносов выступили единым фронтом в отстаивании своих религиозных прав как мусульман. Они требовали: прекратить насильственное крещение; поселить всех обращенных в православие в русских селениях или отдельно; принять специальный закон, направленный против тех кто оскорбляет религиозные чувства мусульман;  разрешить свободный проезд в Мекку и обратно домой с выдачей с этой целью паспорт; ликвидировать все ограничения на строительство мечетей и дозволять строить их в каждом селении, включая и каменные; не мешать отправлять весь комплекс мусульманских обрядов; разрешить мусульманам свидетельствовать наравне с христианами, но присягая на Коране.

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован.