Всемирному конгрессу татар исполнилось 30 лет

Татарский народ в 2022 году отметил два исторических события:

— 1100 летие принятия ислама Булгарским ханством;

— В июне этого года Всемирному конгрессу татар исполнилось 30 лет.

Во время юбилейных торжеств татарские общественные и политические деятели обсуждали стоящие перед татарским народом вызовы.

Интервью Дамира Исхакова на татарском языке.

Ниже привожу мнение Участника учредительного съезда ВКТ  Дамира Исхакова какие задачи ставили перед конгрессом в момент его зарождения, что же удалось  из них решить, а какие нет?

По словам Дамира Исхакова, Конгресс возник в очень сложный период, татары тогда бились за суверенитет республики. Была весьма сложная ситуация, очень трудно было договориться с федеральным центром. Удалось договориться только через два года после первого конгресса.

В этот период среди татар активизировались радикальные силы. Возник Милли Меджлис во главе с Фаузией Байрамовой, Талгатом Абдуллиным. Эта организация сыграла, на взгляд Дамира Исхакова , «неконструктивную» роль в татарском национальном движении, вызвав усиление радикальных настроений. В 1991 году он вышел из Всетатарского общественного центра*, в котором в последние годы являлся сопредседателем.

В начале 1990-х годов председателем ВТОЦ* был назначен Марат Мулюков. Но ему пришлось уйти, т.к. не смог найти общий язык со всеми группами входящими в организацию. Покинув ТОЦ*, Дамир Исхаков понимал, что существует необходимость заняться идеологическими вопросами. Но в этот период политическое руководство Татарстана решило создать альтернативу Милли Меджлису и созвать Всемирный форум татарского народа. По мнению Римзиля Валиева, само название будущей организации – Всемирный конгресс татар –было придумно Ренатом Харисом, Дамир Исхаков помогал при подборе будущих кандидатов в делегаты конгресса из регионов. Он старался воздействовать с людьми ТОЦ*, поскольку хорошо налаженные контакты имела эта организация. ТОЦ имела региональные отделения, существовали контакты практически со всем татарским миром. Президент РТ Минтимер Шаймиев издал специальный указ о созыве этого форума. Оргкомитет конгресса, в который входили, в частности, Индус Тагиров, Римзиль Валиев, играл важную роль, стал фактически государственной структурой. Усилия увенчались тем, что в Казани собрался весьма представительный форум, собравший делегатов практически со всего татарского мира, в том числе из зарубежных стран. Аналогов такому представительству в истории татар не было, за исключением разве что Милли Меджлиса в 1917 году. Конгресс татар стал первым форумом, где были представлены все сегменты татарского общества: состоятельные бизнесмены, представители разных партий, общественники, культурная элита. На взгляд Дамира Исхакова, первый конгресс татар действительно был общенациональным.

Однако, не обошлось и без отрицательных моментов. В частности, туда не пустили сторонников Байрамовой. Дамир Исхаков в руководящие органы Конгресса избран не был. Так же по его мнению, резкое отсечение некоторых татарских политиков от ВКТ потом приводило к проблемам.

Существенный недостаток форума оказался и в том, что по его итогам не подготовили и не приняли никаких программных документов. Проголосовали только за резолюцию. К тому же, на первом форуме не приняли и устав. Спохватились уже после окончания конгресса. Председатель ВКТ Индус Тагиров вышел на Дамира Исхакова через Римзиля Валиева, и осенью 1992 года они вместе сочинили первый проект программного документа и разработали уставные положения. Потом организация была зарегистрирована.

В те годы еще не было закона о национальных культурных автономиях. Он появился только в 1996 году. В эту пору в регионах существовали разные татарские организации, среди которых были и ансамбли песни и пляски, но были и политизированные группы, связанные с Татарским общественным центром*. Большая вертикально хорошо интегрированная группа, связанная с ТОЦ*, работала в Башкортостане, где ситуация всегда была сложной для татар.

Перед конгрессом татар встала задача: как действовать дальше? Хотя некоторые программные положения уже были разработаны, тем не менее, первоначально конгрессу, его руководству пришлось довольно туго. Поскольку тогда не было финансирования, не было навыков работы с татарской общественностью, аппарат конгресса был очень небольшой.

Вскоре Дамира Исхакова кооптировали в состав исполкома конгресса. В первую пятилетку он работал не очень активно, т.к. больше был сосредоточен на науке. Тем не менее полностью из орбиты ВКТ не выходил. К этому времени Милли Меджлис уже фактически развалился или же был разложен и потерял былое значение. После заключения в 1994 году договора между Москвой и Татарстаном политические татарские движения начали приходить в упадок.

В рамках Исполкома ВКТ самая активная работа началась не столько с 1992 года, сколько после выхода в 1996 году федерального закона о национально-культурных автономиях. Председатель конгресса Индус Тагиров начал ездить в регионы РФ, и там начался активный процесс формирования местных автономий, как бы базы Всемирного конгресса татар. И сейчас основным ядром Всемирного конгресса татар являются региональные национально-культурные автономии. Хотя есть еще и Национально-культурные автономии татар в регионах, которые входят и в ФНКАТ.  Это сложная история, об этом специально можно порассуждать, но кроме этих национально-культурных автономий на местах имелись и организации другого типа, поэтому конгресс всех стал подбирать под свое крыло. Сейчас уже традиционно внутри конгресса существуют самые разные организации, на сегодняшний день их более 400.  Подобное расширение и усиление состава членов ВКТ проходило, конечно, не сразу, это был долгий процесс. Задача ведь состояла не только в том, чтобы набрать количество, а в том, чтобы наладить рабочие связи с местными организациями. Опыт нарабатывался со временем.

Ближе ко второму сроку руководства конгрессом Индусом Тагировым татарские политтехнологи, интеллектуалы, стали приходить к выводу, что ведущаяся работа носит недостаточный характер. Где-то начиная с 1997 года работа конгресса начинает подвергаться критике. Дамир Исхаков даже статью на эту тему тогда выпустил «Конгресс или Сабантуй?».

Нужно было переходить на какой-то другой уровень работы, а это требовало определенных концептуальных наработок. Требовалось, наконец, ответить на вопрос: что представляет собой Всемирный конгресс татар? Это же был форум татар, который созывался один раз в пять лет. Между форумами работал только исполком во главе с председателем. На начальном этапе исполком финансировался весьма слабо, поэтому особенно больших дел планировать тогда было невозможно. Критика Исполкома ВКТ, развернутая Д. Исхаковым в 1997 года, носила цель сменить председателя – Индуса Тагирова. Они работали над этим, можно сказать, cовместно с Хакимовым, тогда политическим советником Президента РТ. Он тоже считал, что нужно поменять председателя. Но Минтимер Шарипович решил Тагирова все-таки оставить еще на один срок. Но ради справедливости нужно сказать, что во второй срок работы Индуса Тагирова на должности председателя организационная работа конгресса улучшилась.

Во второй срок работы Индуса Тагирова кроме успехов накопились и серьезные недостатки, потому что к 2002 году фактически существовало уже три исполкома конгресса. Назрел серьезный кризис, Тагирова критиковали внутри исполкома. А Исполком ВКТ в это время был достаточно сильным. Многие об этом забыли, а тогда в исполком входили министры, президент Академии наук, то есть официальные государственные деятели. Основное ядро исполкома находилось в Казани. Такого сильного состава было достаточно, чтобы обсуждать и решать серьезные вопросы на высоком уровне.

По мнению Дамира Исхакова, у ВКТ в то время был действенный механизм работы. Сейчас работа носит совершенно иной характер, мы живем на другом этапе развития общества. Если давать оценку первому десятилетнему периоду в целом, то она положительная. Несмотря на то, что руководство конгресса не имело программных документов, концепции работы. Все основывалось на достаточно скороспелых документах. Не было тогда и государственных программ развития национальной идентичности, поддержки национальных культур. Не существовало надежных механизмов финансирования. Первые десять лет работы конгресса ушли на выстраивание совместной деятельности с местными татарскими организациями. Это было очень важно, в этом большая заслуга Индуса Тагирова.

Но сказывалось отсутствие идеологии. К 2002 году назрело понимание необходимости смены руководства конгресса. В результате ВКТ возглавил совершенно неожиданный для многих человек – Ринат Закиров. Наступил новый период развития конгресса, занявший несколько пятилеток. В 2002 году Дамира Исхакова избрали в Исполком ВКТ. В этот период перед Конгрессом стояли очень серьезные проблемы, связанные с переписью населения. При поддержке руководства республики даже был учрежден Центр этнологического мониторинга, который занимался переписными делами.

Приход Рината Закирова на самом деле совпал с изменением общей политической ситуации в России, поэтому новый глава конгресса сделал основную ставку на общественные мероприятия. Проводили очень много фестивалей, форумов, выезжали на места. Сложился формат проведения Сабантуев. Тогда даже придумали Всероссийский Сабантуй, отродясь не характерный для татарского общества. Но это было важно для укрепления взаимных контактов, совместные праздники как бы скрепляли татарскую этнонацию. Рафаэль Хакимов тогда постоянно критиковал организаторов за Сабантуи, фестивали. Но Дамир Исхаков, думает, что эта работа тоже помогала сплачивать  татарский народ.

Идеология ВКТ тогда начала разрабатываться, но эта работа не была завершена и оформлена. Созданный Дамиром Исхаковым Центр этнологического мониторинга постепенно стал трансформироваться в аналитический центр. Чуть позже он перешел под крыло Института истории АН РТ. В 2006 году в центре приступили к формированию документа, который назывался вначале «Стратегия развития татарской нации». Четыре года упорно работали и к 2010 году даже выработали структуру этого документа, однако в 2010 году из-за  размолвки с Рафаэлем Хакимовым, центр был закрыт. Вопрос о создании концептуального стратегического документа остался, а структура по его выработке перестала существовать. Вскоре центр фактически распался. Только в 2017 году Президент РТ Рустам Минниханов предложил создать стратегический документ.

Что касается периода руководства ВКТ Ринатом Закировым, то время это было достаточно спокойным. Он не мешал заниматься научными исследованиями, идеологией. Успехом Закирова стало и укрепление некоторых давно существующих организаций, не получивших, однако, должного развития. Среди них – женская организация «Ак калфак», молодежное движение. Учредили молодежный форум, руководство которого вошло в структуру конгресса. Затем в рамках конгресса стало оформляться краеведческое движение.

Да, возникали новые направления работы, но целенаправленной деятельности в рамках каких-то программных документов не было. В это время укрепилось и финансирование программ конгресса. Все это придало импульс для работы с регионами. Но, тем не менее,  все-таки не удалось выработать запланированный программный документ. На взгляд Дамира Исхакова, документ, подготовленный преимущественно экспертами Академии наук РТ и известный, как «Стратегия действия», это все-таки не концептуальный документ.

Сегодня конгресс продолжает прежнюю деятельность. Это все те общественные форумы, разъезды делегаций, то есть все то, что Рафаэль Хакимов называет сабантуйной деятельностью. Других новых направлений деятельности пока придумать не смогли. Нынешний руководитель ВКТ Василь Шайхразиев фактически продолжает развивать направления, которыми занимался еще Ринат Закиров. В каком-то смысле это, конечно, объясняется вполне объективными причинами.

Сегодня перед конгрессом стоят серьезные проблемы, связанные в первую очередь с неблагоприятными тенденциями в школьном образовании, языковых процессах. Сейчас уже понятно, что конгресс при всем желании не в состоянии восстановить образование на татарском языке. В регионах оно практически исчезло, за исключением, может быть, Башкортостана. Скукоживается ареал языка и внутри Татарстана. Хотя пока еще есть культурная жизнь, но базовые вещи в части языка и национального образования оказались ВКТ неподконтрольны. Будучи интегрированным в работу конгресса, являясь руководителем информационного направления, Дамир Исхаков считает, что характер деятельности конгресса нужно менять.

Что же он имеет в виду.

Это комплекс направлений работы. В частности, необходимо улучшать взаимодействие между ФНКАТ и ВКТ. Изначально предполагалось, что председатель ФНКАТ является первым заместителем председателя конгресса и работает в Казани. В действительности ФНКАТ фактически ушел в Москву, его руководитель получил такой статус, что он считает себя самостоятельным общественным деятелем, получает деньги из Татарстана, финансирует деятельность региональных организаций параллельно конгрессу татар. В результате на местах возникли фактически параллельные организации, что в ряде случаев сильно затрудняет взаимодействие татарских сообществ. Кое-где проявляются даже враждебные отношения между национально-культурными организациями татар. Дамир Исхаков  считает, что сложившуюся ситуацию нужно кардинально менять.

Еще один аспект работы – необходимо изменить организационные формы деятельности, больше переходить к программным подходам. Одно дело, когда ты просто проводишь Сабантуй, уезжаешь оттуда и от тебя ничего не остается. И другое дело, когда ведется систематическая работа, направленная на развитие местных сообществ. Дамир Исхаков приводит конкретные примеры. Например, в Казани создали экспертное сообщество «Татарский квадрат». Сейчас пытаются создать группы в регионах, чтобы у татар были эксперты, наблюдающие ситуацию на местах. В случае необходимости они могли бы предлагать идеи на уровень Казани. По его мнению, только так татары смогут вырабатывать общие подходы к татарской проблематике.

Вообще-то это работа конгресса, но пока мы занимаемся этим на общественных началах говорит он. Сам конгресс к такой интеллектуальной деятельности оказался не готов. По словам Дамира Исхакова нужно учредить при руководстве конгресса Совет экспертов, включить в него политтехнологов, юристов, авторитетных ученых. Совет экспертов мог бы давать рекомендации по вопросам развития татар, искать ответы на возникающие вызовы.

Сейчас же мы зачастую действуем вслепую,продолжает он. Один из последних тому примеров – попытка узбеков установить памятник Тамерлану в Самарской области. Конгресс татар в этой ситуации вообще промолчал. Хотя, если вдуматься, памятник символизировал бы вторжение Тамерлана на нашу коренную территорию – Урал, Поволжье. Это же вопрос, требующий принципиальной реакции.

В такой сложной конфигурации, когда требуется мозговой штурм и выстраивание политической и идеологической линии, конгресс должен иметь при себе дееспособную группу экспертов.

Порою слышны упреки в пассивности в адрес конгресса.

Причина – в сущности самого конгресса, изначально созданного как полугосударственная организация. У всех народов России есть свои организации, но все они возникли по инициативе государственных структур, а не общественности. Поэтому и конгресс татар действует как посредник между татарской общественностью и государственной властью. ВКТ сильно зависит от государственных органов. Руководитель ВКТ занимает должность вице-премьера Правительства РТ. Поэтому объяснимо, что когда нужно проявить общественную позицию, то руководство конгресса ориентируется на точку зрения руководства республики. Это понятно и в данной ситуации логично.

В прежние времена такая зависимость проявлялась в меньшей мере. Но сейчас так, и это тоже объясняется объективными причинами. Дамир Исхаков думает, что в данной ситуации конгресс сильно не изменишь, но направления работы менять можно, как и точки приложения усилий.

Какие вопросы могли быть ранее решены, но не получилось?

Дамир Исхаков уверен, что конгресс уже давно пора реформировать, в современных условиях нужно работать по-другому. Но это зависит от общих умонастроений руководства. Примерно также происходит и на местах. Региональные руководители НКАТ полностью зависят от местного финансирования. Все зависит от их отношений с начальством. Соответственно, на местах тоже подбираются максимально лояльные кадры, а потом они выбираются в Милли Шура. Так конгресс и не может выйти из замкнутого круга.

Качество кадров представляет собой серьезную проблему. Я изучал деятельность Российского еврейского конгресса рассказывает Дамир Исхаков, так он полностью самостоятелен с финансовой точки зрения. В иные времена у них финансирование достигало 12 млн долларов в год, а возможно и больше. При еврейском конгрессе есть очень мощные интеллектуальные центры. Они располагают высокопрофессиональными частными университетами. В случае необходимости они могут очень быстро собраться и сделать анализ, предложить алгоритм, да все что угодно. У татар нет такого инструмента. В итоге Конгресс вроде работатет, а конечный результат выступает перед нами в виде разных форумов, которые просто поддерживают нас на весу, но не особенно развивают, не ведут вперед.

Одна из нерешенных задач – работа с татарскими предпринимателями.

Дело в том, что крупные татарские бизнесмены, которые начали приходить в конгресс, вскоре ушли, потому что для них там нет поля деятельности. Их просто пытались сделать спонсорами, не вовлекая в работу конгресса в целом. Им не понравилось. Попытка же Всемирного конгресса создать структуру из предпринимателей оказалась совершенно неудачной. Все вылилось в ежегодное проведение каких-то форумов, и на этом все заканчивается. Финансов от них нет – наоборот, татарские предприниматели ждут каких-то вливаний от Татарстана, в деятельности конгресса участия не принимают. Хотя в регионах бизнесмены активно проявляют себя в жизни местных татарских сообществ, иногда очень удачно. Но в Казани они оказались не задействованы. По мнению Дамира Исхакова , наверное, и хорошего лидера не нашлось, способного сплотить предпринимателей.

Оценка роли татарского народа в строительстве российской государственности?

Дамир Исхаков долго занимался татарской историей и по его словам, в России традиционно почему-то очень плохо знают татар. И раньше знали плохо: до революции были написаны крупные монографии по многим народам: по башкирам, по мордве, а по татарам ни одной крупной работы нет. Есть какие-то работы по истории, а в целом по татарам как по народу – нет. Это означает, что татары с русскими жили рядом и друг друга вроде бы видели, но друг друга знают плохо. Эта традиция сохраняется до сих пор.

Роль, которую татары играют в истории России, очень важна. Татары являются ядром российского исламского сообщества. Татары наиболее крупный мусульманский этнос в России. Мусульмане – это внутренние народы России, которые живут тут столетиями и будут исповедовать ислам и в будущем. Хотя татарам иногда говорят, что у вас, дескать, местный ислам, отличающийся от мирового. Нет, татары являюмся нормальными мусульманами, развиваюм тесные контакты с исламским миром. На взгляд Дамира Исхакова, место татар в России окончательно еще не определено. Каким оно будет в будущем – во многом зависит от самих же татар. Татары должны показать и значимость своей культуры, и своей истории для России в целом. Должны это транслировать российскому сообществу. Не надо бояться. Иногда башкиры и другие народы начинают татар обвинять в том, что, дескать, татары, только себя «поднимают». Но у татар есть что «поднимать», такова наша история, культура. Нам просто нужно понять это и начать двигаться.

Роль ислама в сохранении идентичности татарского народа. В какой мере исламский фактор может помочь татарскому народу в будущем?

До революции татары формировались как исламская нация. В советский период мы отошли от этого рассказывает Дамир Исхаков, а сейчас вновь вернулись к тому, с чего начинали. Татары не могут не быть исламской нацией. История народа накладывает на него слои глубинных духовных и культурных пластов. В советский период исламский сюжет практически не рассматривался ни в научных работах, ни даже в фольклорных исследованиях. Все фольклорные произведения, связанные с исламом, начиная с Тукая, его высказывания об исламе – все это замалчивалось. Поэтому татарам опять нужно поднимать свое наследие. Татарская идентичность, база нашей культуры основывается на исламе. Пребывание народа в какой-то религии на протяжении по меньшей мере 1000 лет не может остаться без последствий. Русский народ тоже невозможно представить без православия. Да, сразу проявляется в глубине ментальности, культуры. Татары могут стать важными факторами внутри исламской цивилизации. Татарские духовные деятели начала XX века, такие как Ризаетдин Фахретдин, Муса Бигиев, многие другие фактически сформировали реформаторские взгляды на ислам. Это то, чем мусульмане в других государствах сейчас только начинают заниматься. Татары опередили их на столетие. Если бы мы это наследие развивали и дальше в рамках нашего культурного поля, тогда татары могли бы занять ведущие позиции в мусульманском мире. Это усилило бы и наше влияние внутри российского мусульманского сообщества. Конечно, сейчас мы не в самом в хорошем положении. В результате притока мигрантов татары начали терять свои позиции. Вообще татары оказались в целом не столь уж религиозными, сказывается длительный атеистический период. Сейчас ряд татарских мечетей, построенных татарами, на деньги татар, стал переходить в руки других народов. Тем самым мы как бы выдавливаемся за пределы нашего исторического пространства. На повестке стоит вопрос: как удерживать наши позиции, в том числе в организационном плане. На взгляд Дамира Исхаков, когда звучит критика в адрес татарских имамов , что они используют в мечетях татарский язык, то в Татарстане этот процесс можно контролировать. А в отношении других регионов татарам , на его взгляд, нужно занять следующую позицию: мечети, построенные татарами, должны находиться в руках татар. Причем, он думает, это можно даже закрепить на законодательном уровне. Некоторые исламские сообщества, например в Чувашии, прикрепили земельные угодья к махалле. Это их собственность. Хороший опыт.

Это не означает, что не нужно пускать в мечеть чужаков. Нет, конечно. В мечети может молиться мусульманин любой национальности. Но если ты пришел в чужой дом, то будь добр слушать и нашу речь. Если не хочешь, сам построй собственную мечеть, поставь своего имама, а мы будем приходить к вам в гости и будем слушать вашу речь. С полным уважением. Конечно, такой подход может не понравиться мигрантам, но татары должны отстаивать нсвои интересы.

Самая большая угроза для татар – это языковая ассимиляция. Это уже даже не угроза, это уже реальность. Я внимательно наблюдаю за молодежью говорит Дамир Исхаков и в результате пришел к выводу, что в ходе попытки возрождения национального образования в 1990-х годах мы успели обучить только одно поколение молодежи. Оно вполне татароязычное, очень грамотное, проявляет себя в разных сферах. Но затем мы утеряли наши позиции и сейчас в большинстве случаев воспроизводим фактически уже не татароязычных татар. Очень скоро мы увидим, что у нас будет некому выступать на телевидении на татарском языке, не будет писателей, журналистов в необходимом количестве. Наш народ будет терять татарский культурный фонд.

Суровая оценка.

Кроме этой угрозы существуют и другие проблемы, серьезность которых не все еще достаточно осознали. Одна из наиболее важных – постепенное исчезновение татарских сел. Татарстан существует в своих границах только потому, что есть татарские населенные пункты, в которых функционирует живой татарский язык. Сейчас в селах живет только четверть татарского народа. Молодежь на селе практически не остается. Более половины татарского населения в сельской местности – пенсионеры. Зная возраст дожития, я могу сказать, что в ближайшие два десятилетия сельское население сократится по меньшей мере вдвое продолжает Дамир Исхаков. В такой ситуации многие населенные пункты просто исчезнут или превратятся в места дачного летнего отдыха.

Анализ всех этих проблем и угроз приводит нас к выводу, что для Татарстана очень важно усилить внимание к сохранению этнического начала, к построению системы национального образования, способного развивать язык.

По мнению Дамира Исхакова без воспроизводства национальных кадров высокого класса развитие нации невозможно. Например продолжает он: мой друг профессор Юлай Шамильоглу работает сейчас в Астане, в Университете имени Назарбаева. Назарбаев в качестве индаумента вложил туда 250 млн долларов. Этот университет, даже если его имя уберут, не исчезнет. Там готовятся казахские кадры, готовятся на мировом уровне.

Поэтому Дамир Исхаков уверен, что решение всех этих задач требует перестройки и конгресса татар, и иной расстановки приоритетов в политике органов власти.

* Верховный суд Республики Татарстан 10 июня 2022 года вынес решение о ликвидации Всетатарского общественного центра как экстремистской организации.

Я полностью согласен с мнением Дамира Исхакова, и надеюсь мы татары будем сплачиваться вокруг ВКТ.

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *