Дамир Исхаков «ТАТАРЫ: ПОПУЛЯРНАЯ ЭТНОГРАФИЯ»

Предисловие

Этнография (от греческого этнос-народ, «графо»-пишу, описываю) или более характерное до нынешнего времени для зарубежных стран название науки «этнология» от греческого «логос»-слово, учение), сейчас широко используемое в России, является одной из исторических дисциплин, основным обьектом изучения которой являются народы (этносы)- их происхождение (этногенез) и историческое развитие (этническая история) , особенности материальной и духовной культуры, общественные отношения, семья, семейный быт, обычаи, праздники и обряды. Именно в этих сферах сосредоточены различия между народами, в совокупности составляющие их этнические особенности, придающие им неповторимый облик.

Этнография (этнология) занимается изучением прежде всего традиционной или народной культуры, т.е. того культурного слоя, который сформировался еще в период средневековья- до возникновения так называемой «высокой» или национальной культуры буржуазного периода развития. Этнографы исследуют причины трансформации народной культуры, прослеживая влияние различных факторов (экологических, социальных экономических, политических, собственно этнических и т.д.). На основове данных о народной культуре ими проводится реконструкция ранней истории народов, в том числе письменного периода. Этнографические исследования, опирающиеся не только на собственные методы и источники, но и на сведения смежных наук (истории, археологии, фольклора и языкознания и др.). Позволяют понять пройденный народом путь становления.

Этническое становление татар было весьма длительным и  их этногинез до сих пор остается предметом дискуссий. Ранний период их этнической истории недостаточно освещен в письменных источниках, что затрудняет полноценное изучение древних и средневековых этапов этногенеза. В немалой степени острата проблемы обьясняется и сложностью трактовки этнических процессов средневековья специалистами различных наук.

Можно выделить три  основные концепции  происхождения татар.

Булгаро-татарская теория базируется на положении , что этнической основой татарского народа является булгарский этнос, сложившийся в Среднем поволжье и Приуралье с VIII в. н.э. ( в последнее время некоторые сторонники этой теории стали относить появление тюрко-булгарских племен в крае к VIII- VII вв. до нашей эры и ранее). Наиболее важные положения этой концепции формулируются следующим образом .

Основные этнокультурные традиции и особенности современного татарского (булгар-татарского) народа сформировались в период Волжской Булгарии (Х- ХIIIвв.). а в последующее время (золотоордынский, казанскоханский и русский периоды) они претерпевали лишь незначитльные изменения в языке и культуре. Княжества , эмираты волжских булгар, находясь в составе Улуса Джучи, пользовались значительной полититческой и культурной автономией, а влияние ордынской этнополитической системы власти и культуры ( в частности, литературы, искусства и архитектуры) носило характер чисто внешнего воздействия, не оказавшего заметного влияния на  булгарское общество. Важнейшим следствием господства Улуса Джучи  стал распад единого государства- Волжской Булгарии, на ряд владений, а единой Булгарской народности- на две этнотерриториальные группы («булгаро-буртасы» улуса Мухша и «булгары» волго-камских булгарских княжеств). В период Казанского ханства булгарский («булгаро-казанский») этнос упрочил ранние домонгольские  этнокультурные ососбенности, которые продолжали традиционно сохраняться, включая и самоназвание «булгары», вплоть до 1920-х годов, когда этносу татарскими буржуазными националистами и советской властью был насильственно навязан этноним «татары». Все остальные группы «татар» возникли на самостоятельной основе и к этнической общности булгаро-татар Волго-Уральского региона не имеют прямого отношения, являясь фактический этносами с самостоятельными этногенезом и этнической историей (например, сибирские, крымские и польско-литовские татары). Данная концепция была разработана в основных чертах в 1920-е гг. с появлением теории автохтонного происхождения народов (Н.И. Фирсов, М.Г.Худяков). В советской исторической лингвистической науке с середины 1940-х гг. (после постановления ЦК ВКП(б) от 9 августа 1944 года и научной сессии по происхождению казанских татар 25-26 апреля 1946 г.) эта теория была официально утверждена в качестве основной концепции этногенеза татарского народа и активно разрабатывалась в 1950-1990-е гг. (А.П.Смирнов, Х.Г.Гимади, Н.Ф.Калинин, Л.З.Заляй, Г.В.Юсупов, Т.А.Трофимова, А.Х.Халиков, М.З.Закиев, А.Г.Каримуллин, С.А.Алишев, в определенной степени Ф.Т.Валеев, Н.А.Томилов и др.).

Теория татаро-монгольского происхождения татарского народа основывается на факте переселения в Европу кочевых татаро-монгольских (центрально-азиатских) этнических групп, которые, смешавшись с кипчаками и приняв в период Улуса Джучи ислам, создали основу культуры современных татар. Сторонники этой теории отрицают либо уменьшают значение Волжской Булгарии и ее культуры в истории казанских татар, считая, что Булгария была слаборазвитым государством без городской культуры, с поверхностно исламизированным населением. В период Улуса Джучи местное булгарское население было частично истреблено или, сохранив язычество, сдвинулось на окраины, а основная часть подверглась ассимиляции со стороны пришлых мусульманских групп, принесших городскую культуру и язык кипчакского типа. Теория возникла в начале ХХв. (Н,И,Ашмарин, В.Ф.Смолин) и активно развивалась в трудах татарских (З.Валиди, Р.Рахмати, М.И.Ахметзянов, в последнее время Р.Г.Фахрутдинов), чувашских (В.Ф. Каховский, В.Д.Дмитриев, Н.И.Егоров, М.Р.Федотов) и башкирских (Н.А.Мажитов) историков, археологов и лингвистов.

Тюрко-татарская теория происхождения татарского этноса подчеркивает тюрко-татарские истоки современных татар, отмечает важную роль в их этногинезе этнополитической традиции Тюркского каганата, Великой Болгарии, Хазарского каганата, Волжской Булгарии, кипчако-кимакских и татаро-монгольских этнических групп степей Евразии. Основным элементом в процессе этногенеза и этнической истории ее сторонники считают факторы самосознания, религии, государственности, письменной культуры и системы образования, указывая на более широкие этнокультурные корни общности татарской нации, чем Урало-Поволжье.

В качестве ключевого момента этнической истории татарского этноса данная теория рассматривает период Улуса Джучи, когда на основе пришлых монголо-татарских и предшествующих местных- булгарских и кипчакских традиций возникли новая государственность , культура, государственный язык. В Улусе Джучи, в первую очередь в среде мусульманизировавшейся военно-чиновой знати, сложились новые исторические традиции  и татарское этнополитическое самосознание. После распада Золотой Орды на несколько независимых государств произошло разделение татарского этноса на группы, которые затем начали развиваться самостоятельно.  Большое значение в этот период, и особенно после русского завоевания татарских ханств, стало играть религиозное (мусульманское) самосознание.

В второй половине ХIХ в., в период быстрого развития буржуазных социально-экономичесаких отношений (особенно в среде татар Волго-Уральского региона), подьема национальной культуры, были актуализированы представления  о культурно-историческом единстве татарского этноса и воссоздана историческая традиция в форме татарской идеологии (Ш.Марджани, И.Гаспралы, Х.Атласи, Г.Исхаки и др.). Благодоря культурной трансформации волго-уральские татары стали центром притяжения тюрко-мусульманских народов России и ядром развития татарской нации. Результатом культурно-интеграционных процессов явилось формирование современной или «этнополитической» нации, что выразилось в сложении татарского национального самосознания  и утверждении общего самосознания «татары».

Эту теорию в тех или иных аспектах развивали в ХХ в. в своих трудах Г.Губайдуллин, Г.Баттал-Таймас, А.Н.Курат, М.Г.Сафаргалиев, Э.Н.Наджип, Н.А.Баскаков, Ш.Ф.Мухамедьяров, Р.Г.Кузеев, М.А.Усманов, Н.Девлет, Д.М.Исхаков, М.Шамильоглу, А.Капплер, А.А.Рорлих, А.Дж.Франк, И.Л.Измайлов и др.

Этноним (наименование) «татар» впервые появился у тюркских и монгольских племен Центральной Азии в VI-VIIIвв. (в формах «отуз татар» и «тогуз татар», но собственно  средневековый татарский этнос сложился лишь в с оставе Золотой Орды (Улус Джучи)в XIII-XIVвв. Именно к этому времени относятся описание путешественниками культуры, обычаев и общественной жизни татар. Среди них особенно выделяется труд Ибн Батута (XIVв.), лично побывавшего в Поволжье, в т.ч. и  в столице Золотой Орды г. Сарае (1334). Ценнейшие сведения о средневековых татарах содержатся и в труде крупнейшего историка XIVв. Рашид-ад-дина «Сборник летописей» (Джамиг ат-таварих). Так как средневековый татарский этнос сложился на основе многих этнических компонентов, главными из которых были волжские булгары, кипчаки (половцы и финноугры), сведения, содержащиеся об их культуре в арабских, тюркских, русских и европейских источниках, также весьма важны для понимания этногенеза и этнической истории предков татар. В числе таких работ надо сказать обстоятельное описание Ибн Фадланом,- секретарем багдадского посольства в Волжскую Булгарию-  Волжской Булгарии и ее населения (Х в.), а также сочинения Абу Хамида аль-Гарнати, посетившего это же государство в 1135-1136 гг. Многие интересные материалы о кипчаках (половцах) и  булгарах сохранились в русских летописях и в египетских источниках Мамлюкского периода.

О татарах, оказавшихся после распада Золотой Орды (первые десятилетия XVв.) в составе разных татарских государств (ханства Казанское, Крымское, Астраханское, Касимовское, Тюменское (Шибанидское) и Ногайская Орда, а также Большая Орда), довольно детальные сведения, в т.ч. и относительно их культуры, быта можно найти в русских и европейских источниках. Среди первых, кроме летописей, надо отметить «Сказание о Казанском царстве» князя А.Курбского (XVIв.), и «Казанскую историю» (XVIв.) неизвестного автора. О сибирских татарах много сведений сохранилось в «Сибирьских летописях»-источнике XVIIв. Из европейских авторов надо выделить труд С.Герберштейна «Записи о Московии), в 1517 и 1526 гг. посетившего Московское государство и получившего некоторые данные о татарах. Кроме того, из европейских авторов нужно отметить трактат секретаря польского короля Сигезмунда II М.Литвина (Венцеслава Николаевича) «О нравах татар, литовцев и московитян» (1550)и сочинение Блеза де Винжера «Описание Польского королевства и порубежных с ним стран» (1573). В «Путешествие в Московию» А Олеария (1663, 1643) описываются астраханские татары (включая ногайцев).

В XVIII в. народы России начали уже изучаться по специальным программам. Во время академических экспедиций, чьи маршруты проходили по Волго-Уральскому региону, были сделаны весьма интересные наблюдения по бытовой культуре татар. Особо ценные сведения о татарах оставили нам академики С.Г.Гмелин, П.С. Паллас и И.И.Лепехин. К этим работам премыкает труд Г.Ф.Миллера «История Сибири», подготовленный в ходе сбора материалов в рамках первой академической экспедиции. В данной работе сохранились уникальные сведения о сибирских татарах. Весьма важными, особенно для изучения татар Приуралья, являются работы П.И.Рычкова «Топография Оренбургская» (1762) и «Журнал и дневные записи…» 1770-1772).

После открытия в Казани в 1804г. Казанского университета этнографическими исследованиями стали заниматься университетские ученые (К.Ф.Фукс, И.Ф.Эрдман, Э.Турнерелли и др.). Одной из первых работ этнографии татар является  исследование К.Ф.Фукса  «Казанские татары в статистическом и этнографическом отношении». (1844). Вскоре к ним примкнули и татарски е ученые (Хальфины, Х.Файзханов). Начиная со второй половины XIX века татарские ученые начали довольно интенсивно заниматься этнографическими исследованиями. Например, этнографические сюжеты представлены в труде основоположника татарской исторической науки Ш.Марджани  «Мөстәфадел-әхбар фи ахвали Казан вә Болгар» (Источники по истории Казани и Булгара, 1880, 1900). Специальные этнографические работы были опубликованы в конце XIX века просветителем К.Насыри («Верования и обряды, возникшие в жизни казанских татар вне влияния ислама», 1880), в конце XIX-начале XX века историком и этнографом Г.Ахмаровым («О поездке в 1894 и 1895 гг. Тетюшский и Спасский уезды Казанской губернии с архиологической и этнографической целью», 1899; «О языке и народности мишарей», 1903; «Тептяри и их происхождение», 1907; «Свадебные обряды казанских татар», 1907).

К первым десятелетиям XXв уже существовали достаточно крупные исследования по татарам, содержащие сведения этнографического плана. Это, например, книги Н.А.Спасского «Очерки по родиноведению . Казанская губерния» (1910), П.Знаменского «Казанские татары» (1910), М.Машанова «Современное состояние татар-мухаммедан и их отношение к другим инородцам» (1910) и др. После образования Татарской АССР (1920), изучение татарского населения, особенно сосредоточенного в этой республике, интенсифицировались. Этому способствовали и возникшие тогда научные сообщества («Научное общество Татароведения», «Общество изучения Татарстана» и т.д.). В итоге накопления в 1920-х гг. значительного обьема этнографических материалов появился фундаментальный труд Н.И.Воробьева «Материальная культура казанских татар» (1930), ставший обобщающим этнографическим исследованием по крупнейшей группе татар- казанским татарам.  Тогда же были опубликованы и многие работы о татарах, расселенных за пределами Татарстана. Это такие исследования, как «Элементы культуры у касимовских татар» В.В.Гордлевского (1927), «Татары касимовские и татары-мишари ЦПО» Б.А.Куфтина (1929), «Карагачи (по материалам поездки 1927г.)» В.Пятницкого (1930) и ряд других. После создания в 1939г. Татарского НИИ языка, литературы и истории, вошедшего в 1945 г. в состав Казанского филиала АН СССР, этнографические исследования татар сосредатачиваются в этом научном учреждении, где с 1961 года существовал сектор археологии и этнографии. Сотрудниками ИЯЛИ в 1950- 1970-х гг. был подготовлен целый ряд этнографических трудов татар: «Казанские татары» Н.И.Воробьева (1953), «Орнамент казанских татар» Ф.Х.Валеева (1963), «Татары-мишари» Р.Г.Мухамедовой (1972), «Татар халкының килеп чыгышы» (Происхождение татарского народа) А.Х.Халикова (1940, «Татары-кряшены» Ю.Г.Мухаметшина (1977). Самое главное большая работа, в том числе и экспедиционная, проводившаяся в стенах этого института под руководством профессора Н.И.Воробьева, в 1969г. завершилась изданием фундаментальной коллективной монографии «Татары Среднего Поволжья и Приуралья», обобщившей все доступные к этому времени материалы по татарам Волго-Уральского региона.

Тем временем сбор полевого материала надо было продолжать, так как в условиях быстрого индустриального развития татарского общества в 1950-1980гг. этнографы ИЯЛИ работали по теме «Историко-этнографически атлас татарского народа», направленный на сбор полевого материала по унифицированным программам. В итоге длительной работы было подготовлено шеститомное издание «Историко-этнографического атласа татарского народа» (пять из них уже изданы). Параллельно выходило большое число этнографических трудов молодого поколения этнографов (Н.А.Халикова, С.В.Сусловой, Ф.Ш.Сафиной, Ф.Л.Шарифуллиной, Д.М.Исхакова и др.) и этносоциологов (Р.Н.Мусиной, Л.В.Сагитовой). Начиная с 1980-х гг. усилились этнографическое исследования татар, живущих за пределами Среднего Поволжья и Приуралья. В итоге появились : книга «Западно-сибирские татары во второй половине ХIX- начале ХХ в.» Ф.Т.Валеева (1880), сборники «Астраxанские татары» (1992), «Нагайбаки»(1995), «Сибирские татары» (2002). Татарской этнографической тематикой занимались и некоторые ученые, работающие за пределами Татарстана. Особенно следует отметить Н.А Томилова (Омск), выпустившего целую серию исследований, посвященные сибирским татарам: «Современные этнические процессы среди сибирских татар» (1978), «Тюрко-язычное население Западно-Сибирской равнины в конце ХVI-в первой четверти XIX в.» (1981), «Этническая история Тюркоязычного населения Западно-Сибирской равнины в конце ХVI-  первой четверти XIX в.» (1992).

Как достойное завершение этапа сбора полевых данных 1970-1980-х гг. и издания трудов, посвященных отдельным этническим и этнографическим группам татарского народа, его культуре, в 2001г. в Москве была опубликована новая фундаментальная коллективная монография «Татары». Она вобрала в себя практический все накопленные к настоящему времени сведения по всем разделам этнографии татарского народа. Самое главное, в этом труде, как и в некоторых других современных исследованиях, подготовленных в Татарстане, серьезное внимание было уделено этническим аспектам становления и трансформации татарской нации. Ранее данная проблема была разработана слабо.

Этноним «татары» является общенациональным и употребляется всеми группами, образующими татарскую этническую общность Поволжья и Приуралья, Западной Сибири, Крыма, Буджака (Румыния) и исторической Литвы. В прошлом у всех этнотерриториальных групп татар имелись и локальные этнонимы: у поволжско-приуральских татар-мөселман, казанлы, мишәр, или мещеряк, типтәр или керәшен, нагайбәк, кәчим и др.; у астраханских-нугай, карагаш, юрт татарлары и др.; у сибирских тоболлык, туралы, бараба, төмәнлек, бохарлы и т.д.; у литовских- мөслим, липка (литва), липка татарлары.

Впервые этноним «татар”  появился как уже было сказано, у тюркских и монгольских племен Центральной Азии в VI-VIIIвв. Наиболее раннее упоминание племенного обьединения «отуз- татар» содержится в надписи в честь Кюль-Тегина (732),повествующей о времени правления основателя тюркского государства-тюрк или-кагана Бумына(VIв.). В Х-ХIIвв. Известен целый ряд татарских государств и племенных обьединений на территории Монголии. К началу ХIIIв. Обьединения оказались в составе Монгольского государства во главе с Чингисханом и участвовали в его военных походах. В возникшем в результате этих походов Улусе Джучи (Золотой Орде) в ХIII- ХIVвв. численно преобладали кипчаки, которые, однако, были подчинены господствовавшим тюркомонгольским племенам, что привело к усвоению большинством населения гасударства этнонима «татары», так как последний являлся символом знатности и могучества, употреблялся для обозначения военно-служилога сословия, состовлявшего элиту общества. Не случайно в арабо-персидской, русской и китайской традиции это имя использовалась для обозначения войск и населения империи Чингисхана, а позже Золотой Орды. В период средневековья термин «татар» в качестве экзоэтнонима (наименования присвоенного извне) использовался на Руси, в Европе и мусульманских странах для обозначения всего населения Золотой Орды. Возникшие в его среде этнополититческое самосознание, нашедшее отражение в официальной историографии, символах и мифологемах общности, сыграло ключевую роль в распространении этнонима «татары» на обширной территории Золотой Орды, особенно в среде кочевой и чиновной джучидской знати.

В второй половине ХIХв. Этноним «татары» под воздействием интеллигенции стал употреблятся в качестве основного общенационального наименования.К первым десятелетиям ХХв. он стал доминирующим.

Татарская этническая общность имеет сложную внутреннюю структуру, которая в полной мере еще не проанализирована.  Обьясняется такое положение несколькими причинами. Известно, что в России и в Западной Европе длительное время татарами называли все тюркские (иногда и не тюркские) народы (за исключением турок), что создало историографическую традицию расширительного применения термина «татары». К началу ХХв. этноним «татары» окончательно закрепился в качестве самоназвания тюркоязычного населения Волго-Уральского региона, Крыма, Буджака, Западной Сибири и потерявшего свой родной язык тюрко-мусульманского населения исторической Литвы. Но из-за обширности ареала расселения татар и по ряду других причин комплексное этнографическое исследование всех этих групп, позволяющее судить об этнокультурной дифференциации данной общности, до сих пор не завершено.  Поэтому можно понять В.В. Бартольда, который в начале ХХв., с одной стороны, высказывал отчетливое мнение о существовании нескольких народов с самоназванием «татары», а с другой стороны, считал возможным применять понятие «татарская нация», подразумевающее все группы татар.

 Уже в дореволюционный период сложилось представление о существовании нескольких этнотерриториальных групп татар (поволжских, сибирских, астраханских, крымских, литовских, буджакских). Но эта классификация основывалась на простой географической дифференцации татарской этнической общности.  Существовала, да и сейчас существует тенденция рассматривать большинство этих групп в качестве особых этносов. Одновременно в литературе достаточно широко представлена и другая точка зрения- о консолидации на рубеже XIX-XXвв. некоторых из этих групп (сибирских и астраханских татар) с волго-уральскими татарами в единую общность. Однако в силу указанных выше причин найти подходы к решению поставленного вопроса не просто. В частности, понятие «волго-уральские татары» (татары Волго-Уральского региона) и его синонимы (поволжские, казанские, средневолжские татары) не являются чисто географическими хотя бы потому, что не позже VIIIв. татарское население с территории Волго-Уральской историко-этнографической области начало активно переселяться на сопредельные территории, в том числе и в районы проживания сибирских и астраханских татар, войдя в тесные этнокультурные контакты с местным тюркским населением. Поэтому, чтобы разобраться в проблеме этнической структуры татарской общности, вначале необходимо выяснить отношение всех групп с этнонимом «татары» между собой и раскрыть содержательную сторону этнической реальности, стоящей за понятием «татарская нация». В таблицах 1,2,3 представлены один из возможных вариантов общетеоретического подхода  к обсуждаемому вопросу.

Таблица1

Татарская этническая общность
Этносы Этнические группы
Крымские татары(крымско-татарская нация)
Татарская нация
Литовские татары
Буджакские татары

Таблица 2

Этнотерриториальные группы татарской нации
Волго-уральские татары
Астраханские татары
Сибирские татары

Таблица 3

Волго-уральские татары
Субэтносы
Субконфессиональная общность
Казанские татары
Касимовские татары
Татары-мишяры
Кряшены

Как видно из таблиц 1,2,3 в рамках татарской общности можно выделить два этноса и две этнические группы. Несмотря на то, что все они в конечном счете восходят к средневековому золотоордынско-тюркскому (татарскому) этносу, этническая история их оказалась неодинаковой. Такие группы, как литовские и буджайские татары, следует рассматривать скорее как небольшие по численности, законсервированные «осколки» исчезнувшего в XV-XVIвв. «общетатарского», т.е. средневекового татарского этноса. А крымско-татарская и татарская нации прошли через ряд этапов этнической трансформации, прежде чем сформировался их этнический облик, который был характерен для них на рубеже XIX-XX вв.

Крымские татары считали себя отдельным этносом еще в дореволюционный период. Язык их самостоятелен, а в культурно- бытовом отношении они обладали значительным своеобразием. Нами высказовалось мнение, что в силу своей относительной малочисленности (в начале XX в. переживали процесс сложения в народность буржуазного типа. Однако активное национальное движение в 1917г. и создание Крымской Народной Республики, а затем Крымской АССР (1921) показывают, что к этому времени речь надо вести о крымско-татарской нации.

Хотя Литовских татар отдельные исследователи предлагали считать уже в XVIв. самотоятельной народностью, их все-таки нужно отнести к этнической группе. Но при этом нужно обратить внимание на то, что формирование городского слоя литовских татар во второй половине XIXв. Привело к усилению у них собственно «татарского» самосознания (взамен прежних «мусульманского», «шляхетского» или земляческого типов этнонима «липка»), что говорит о некоторой тенденции к отождествлению ими себя с более широкой татарской общностью. После длительного перерыва, в условиях начавшегося возрождения татарской нации в 1980-1990-е гг., у литовских татар расширились контакты  с волго-уральскими татарами, появилось даже стремление изучать литературный язык.

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован.